Упанишады

upanishad

 
Упанишады* – это древнеиндийские писания на  философскую и религиозную тематику. Упанишады были записаны на санскрите . Они подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути-прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание.Упанишады насчитывают по разным данным от 200 до 300 текстов, из них классическими признаны 108.
 
Десять Упанишад, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение.
 
 
Наиболее важными и основополагающие являются следующие Упанишады:
 
  • Айтарея-упанишада (Ригведа)
  • Брихадараньяка-упанишада (Шуклаяджурведа)
  • Иша-упанишада (Шуклаяджурведа)
  • Тайттирия-упанишада (Кришнаяджурведа)
  • Катха-упанишада (Кришнаяджурведа)
  • Чхандогья-упанишада (Самаведа)
  • Кена-упанишада (Самаведа)
  • Мундака-упанишада (Атхарваве
  • Мандукья-упанишада (Атхарваведа)
  • Прашна-упанишада (Атхарваведа)
 
В начале каждой Упанишады всегда имеется небольшой стих – мангалам («благопритяный, приносящий удачу»). Цель этого стиха – настроить читателя то тот круг мыслей, которому посвящена упанишада, и умиротворить его ум.
 
В Упанишадах, особенно прозаических, есть целый ряд отрывков которые написаны в аллегорической манере,  но  поскольку  эти темы связаны с открытием глубочайших духовных истин, стоит только разобраться в их символическом значении, как станет простым и ясным, весь их глубокий смысл.
 
Композиция каждой Упанишады отличается необыкновенной целостностью, все её части гармонично связаны между собой, и разум, постигая одновременно множество истин, выбирает из исполненного смыслом молчания только необходимую.
 
Основное отличие идейного содержания Упанишад  заключается в том, что ценности ритуала они противопоставляют высшее значение знания; «пути деяния» (кармамарга), т. е. пути обряда, Упанишады противополагают «путь знания» (джнянамарга).
 
В Упанишадах отношение к знанию изменяется постепенно. Но все отчетливее проявляется в них стремление проникнуть в тайны мироздания, не связанное фактически с ритуалом. В утверждении высшей ценности знания и заключается пафос Упанишад, в значительной мере определяющий их поэтическую выразительность.
 
Пророки упанишад пытаются привести нас к этой духовной реальности, которая является безграничным существованием (сат), абсолютной истиной (чит) и чистым наслаждением (ананда).

*
Примечание.  Упанишады - восходящие к более поздней ведийской эпохе (самые древние — в VII — VI веков до нашей эры).