vibor11

 У тех из нас кто ищет Путь всегда возникают одинаковые вопросы: где найти истинного Учителя и как отличить его от лже-гуру? Как понять, что практика действительно работает? В огромном количестве информации, когда множество систем и школ предлагают свою дорогу, Шаши Ранджан, практикующий йог с четырех лет и с детства познавший духовного Учителя, поделится своим виденьем того, что такое Путь и духовность.

 
 
Начну, пожалуй, с самого главного вопроса: как разобраться в многообразии школ и систем, которые сейчас доступны человеку? Ведь чаще всего под совершенствованием мы понимаем улучшение работы ума и тела, появление вдохновения на достижение целей и желание жить полной жизнью. Некоторые обращаются к ведическому знанию, но поскольку там часто говорится о служении Богу, это знание для людей приобретает религиозный характер и отталкивает от себя. Вот как понять, что из всего этого является именно духовной системой, а что нет?
 Тот кто ищет, тот всегда найдет истинное. *улыбается*
 
Нужно просто сильное желание и сила мысли?
 Если вы что-то получили и довольным этим, значит это именно то, что вам сейчас нужно. Когда вы начинаете искать что-то другое, например новую одежду? Когда старая вам уже надоела. Но если вы довольны, то будете продолжать носить эту одежду до конца своей жизни. Так же и с духовной системой. Понимаете, в наше время ум очень сильный и переубедить, сказать ему «тебе это не нужно, тебе нужно другое» - почти невозможная вещь. Если нашему уму что-то нравится, он там и останется потому, что убежден, что «где я – там хорошо». Помочь таким людям можно, если в их окружении есть кто-то, кто практикует в хорошей системе. Но эти люди должны быть с открытым сердцем, они должны любить. И тогда, если в человеке, который ищет, есть хотя бы маленькое место для этой любви – он сразу её почувствует и придет.
 
То есть разобраться с помощью ума, работает система или нет – невозможно?
 Невозможно. В той системе, где нахожусь я (прим. дивья йог), ум вообще не нужен. Только в самом начале, чтобы была четкость того, чем мы занимаемся, но и в этом не всегда есть надобность *улыбается* Я был совсем ребенком, когда начал практиковать. Вы думаете, что сильно понимал, что делаю? Конечно, нет. Просто увидел, что хорошая вещь, надо заниматься. Всё. И никогда никаких вопросов не задавал.
 
Но ведь вы поняли каким-то образом, что это – хорошая вещь?
 Когда открыто сердце – ты сразу понимаешь.
 
Для нас, кто не чувствует сердцем, это история как с врачами: если сам не врач, то понять, что передо мной хороший специалист или дилетант невозможно, пока он не вылечит меня. Или наоборот, не усугубит ситуацию *улыбается*
Это, скорее всего, просто понятия духовности нет. Но именно эту вещь: что такое духовность – это нужно знать. И если детей с детства обучать этому, тогда они будут понимать, что происходит, «куда я иду». А так я просто скажу «это духовная система» - но это ни о чем не говорит.
 
Понимаю, что в Индии это есть, но у нас отсутствует такая культура. Зато есть много практик йог и, зачастую, вокруг всегда образ, что йог – это не только об асанах.
 Самое первое в духовной системе - человек должен начать любить. Когда вы увидите истинного духовного Учителя, то сразу почувствуете – это мой. Мужчина или женщина, не важно. И это не ум говорит, это приходит чувство изнутри. Понимаете, это любовь с первого взгляда – у вас так называют *улыбается* Но это не каждому дано сразу. Если такого нет, то нужно просто достаточно долго ходить на занятия. Пробовать, делать. Это не об асанах речь. В человеке должны происходить внутренние изменения. У многих вера в Учителя и систему появляется именно после этого. Но если чувство не пришло, если не получается ничего – нужно уходить. Человеку может не подходить эта система, этот Учитель, может быть просто не дано.
 
То есть может быть и такое, что человеку не дано духовно совершенствоваться?
 У всех есть карма духовно развиваться. Нет существа, у которого не было бы такой кармы. Но для человека существует два важных долга: родительский долг и долг перед своим духовным Учителем. Эти долги нужно обязательно отдать. Если человек их не отдал, то ни Учитель, ни даже сам Бог не поможет. Только сильная и искренняя любовь ученика к Учителю позволит идти дальше, не отдав именно родительский долг. Но это не обычная любовь в человеческом понимании, к ней невозможно прийти просто так. Это сложная вещь. Если такой любви нет и долг не отдать - духовной эволюции не будет никогда. Придется еще раз приходить на Землю *улыбается* Это мною лично проверенная вещь. Вы, наверное, знаете Ади Шанкарачарью (прим. индийский мыслитель, живший в период 788—820 н. э, который на основе Упанишад и Вед создал систему адвайта-веданту). Когда ему было тринадцать лет он, пришел к маме и сказал: «Ты же сказала, что когда родишь меня, то отправишь дальше – развиваться духовно. Всё, я готов уходить». И она сказала: «Хорошо, ты уходи, но когда я буду умирать, ты должен прийти ко мне». Шанкрачарья ответил: «Хорошо мама, я приду». И он уехал. Он был из южной Индии, проехал четыре тысячи километровв Бенарес. А потом как-то он сидел с учениками возле Ганги и почувствовал, что маме плохо, что скоро её не будет. И тогда он сказал своим ученикам: «Ребята, подождите, мне нужно ехать к себе домой» *улыбается* Вернулся и несколько лет жил со своей мамой. Ухаживал за ней. И когда она умерла, только тогда он вернулся к ученикам.
 
Если духовное развитие настолько важно, то почему сложно найти истинную систему? Они либо скрыты, либо закрыты или мы просто о них мало знаем.
 Настоящие системы не закрыты. Они просто не рекламируют себя. Бывает такое, что Учитель просто не может больше принимать учеников и тогда он отказывает.
 
А может быть такое, что Учитель духовный, но система, которую он дает ученикам не работает? Или он не полностью её раскрывает перед ними?
 Да, это означает, что Учитель еще сам не вырос.
 
Но плохого в этом для ищущего человека ничего нет?
 Ну, надо поискать Учителя получше *улыбается* Вот, например, девушка когда ищет себе жениха, у неё есть образ в голове. Она представляет для себя самое лучшее. Точно так же когда ищешь Учителя, то нужно искать самого лучшего.
 
Ну, вот есть люди, которые ничего не чувствуют, а есть те, которые наоборот очень много уделяют внимания своим ощущениям. Они никогда бы не начали, например, заниматься йогой просто потому, что чувствуют, что "Индия - это не мое". Это просто ум?
 Да, это ум. Эти ощущения не имеют ничего общего с реальностью. Понимаете, Индия сегодня маленькая страна. Но когда-то её территория была очень большая. У неё границы были до России, до Китая и до Японии. Это было еще до того, как был последний ледниковый период. И если ты там родился, значит там есть твоя карма. Нужно туда возвращаться и отработать её *смеется* Поэтому я говорю, что практика Йог – подобна матери, принимает всех. Так и про Индию говорят. Нужно прийти и посмотреть, что в йог есть. Но если люди таким образом отказывают, значит это тоже их карма.
 
Но они могут изменить свою судьбу?
 Сначала нужно изменить свой ум. Но ум – это охранник у человека, он просто так никого и ничего не пропускает.
 
Возвращаясь к вопросу о нашей культуре. У нас нет понятия духовности, зато есть стереотип о том, каким должен быть Учитель: это обязательно старый мудрец с бородой, которой поэтично говорит о сложных вещах…
 *смеется* Вы даже не представляете, в моей студии, когда меня видят индуисты, они спрашивают: «А кто тут преподает?» Я им говорю, что я и они просто не верят *улыбается*
 
То есть даже сами индуисты не верят? Так откуда этот стереотип вообще пошел?
 Из Индии *улыбается* Это стереотип из прошлого. Но понимаете, всё меняется и Гуру тоже должен меняться. Если Гуру будет старым, как он будет понимать своих учеников?
 
Наверное, чувствовать? *улыбается* Мы так много об этом говорили.
 Нет, это мы говорили о сердце. А слишком старый Гуру не будет чувствовать физическую и умственную нужду своих учеников.
 
 То есть вы имеете ввиду, что в древности учителя такими и были: старыми, важными, говорили сложно…
 Да, так и было. И сейчас такое встречается. Почти все учителя в Индии – глубокие старики. Но тут дело в том, что когда они были молодые, а я лично знаю таких учителей, у которых были ученики в шестнадцать лет. Они учились, женились, жили обычной жизнью и при этом да, у них были ученики. Просто тогда никто о них не говорил, ничего не записывалось так, как сейчас. Со временем учеников становилось больше и к тому времени Гуру уже тоже становился старше. А по поводу сложных слов – какой в этом смысл? Наша жизнь очень короткая, зачем говорить сложно? Учитель должен быть полезным. А какая польза от сложных слов, если люди не будут их понимать? Если Учитель не будет чувствовать и понимать вас, не будет знать, что вам нужно – зачем такой Учитель кому-то нужен?
 
А каким должен быть Учитель?
 Есть три типа Учителей: тот кто, рассказывает, тот, кто дотрагивается к своим ученикам и тот, который передает на расстоянии. Учитель самого высокого уровня это такой, который может сделать работу, не трогая людей и даже не разговаривая с ними. Такой Гуру, который может передать себя на расстоянии. Он может показать, что «ты меня любишь и я тебя люблю». С помощью асан и йогической передачи, которую делает Учитель, он меняет человека. Он дает возможность ему увидеть самого себя для того, чтобы этот человек влюбился в него. Потому, что если не будет любви к Учителю, то ему будет сложно взять такого человека с собой, поднять его. Природа останавливает сразу. Люди должны любить, сердце должно быть открыто и тогда человек может любить кого угодно, не только Учителя. Такой Учитель может находиться где угодно и его ученик может быть где угодно, они могут даже не видеть друг друга. Всё это не имеет значения, т.к. у них есть трансцендентальная связь. Но такие учителя недоступны для обычных людей, зачастую у них один или два ученика.
 
Ну, а если человек закрыт и ничего не чувствует, может ли тогда Учитель передать ему что-то без слов?
 Скорее всего, время этого человека еще не пришло. Значит у него есть карма которую в этой жизни отработать нельзя. Найти настоящего духовного Учителя – это тоже карма. Знаете, у меня никогда не было вопросов по поводу моего Гуру, никаких сомнений. До него у меня были другие учителя, в них у меня тоже не было сомнений. Даже когда я оставлял их, то понимал, что в этот момент они помогли мне, и я говорил им спасибо. Моя благодарность на всю жизнь.
 
Вы говорили, что нужно искать самого лучшего Учителя. Но происходит конфликт, ведь люди ищут исходя из стереотипного образа Гуру. Они находят Учителя, приходят к нему, а потом видят, что он не совпадает с этим образом и уходят, думая, что это не духовный Учитель, а тогда зачем быть с ним.
 Знаете, один мой Учитель мультимиллионер. Он сам заработал эти деньги, не воровал. И чтобы дать людям понять, что он действительно их Учитель, он вырастил себе бороду *улыбается* Ну, знаете, значит так надо. Большинство людей видимо действительно нуждаются в том, чтобы была борода *улыбается* Мне некоторые индуисты, когда узнавали, что я медитирую говорили: «Ты медитируешь?! Посмотри на себя в зеркало!» Я ничего не говорил, хотя медитирую с детства. Вот, стереотип в действии. Если человек в галстуке, хорошо одет, он едет на хорошем автомобиле – он не может быть духовным Учителем. Подобные представления людям мешают. Наша система говорит, что ты должен быть духовным, но ты должен жить в обществе, ты должен трудиться, чтобы зарабатывать, то есть не обманывать. Такой должна быть духовная система и в Индии об этом тоже всегда говорили. Там были цари, которые были духовным. Потому что всё зависит от нашего ума. Можно сидеть на троне, но в уме быть самым обычным человеком. Разговоры могут быть необычные, но сердце при этом быть открытым, человек всех принимает, всех может простить, не держать в себе обид. Вот это и есть духовный человек, который может любить, не смотреть на то, красивый или некрасивый, есть у него машина или нет, грязный он или чистый – всё это не влияет. Но люди не смотрят на это, они на что смотрят – что должна быть борода *улыбается* Он должен носить простые одежды, не должен смотреть на женщин, не должен вообще ходить в кино, например. Мобильный телефон – нет, нет, духовный человек такое не носит *улыбается* У него должна быть не кожаная сумка, а тряпичная. Мой Учитель говорил: «Будь вегетарианцем, только не микроскопическим». Тот человек, который изготавливает кожу – он же тоже должен жить. В Индии есть целые рода, которые занимаются только кожей, они не убивают специально животных, чтобы забрать её, как, например, происходит с мехом. На что будут жить эти люди, если мы все перестанем использовать кожу? Я знаю некоторые Учителей, которые закончили пять-семь классов школы, они вообще не умеют говорить умными и сложными словами. Но когда ты возле них находишься, то чувствуешь, что находишься в блаженстве. Не важно, как выглядит Учитель. Главное – это Любовь между Учителем и учеником. И ради этой Любви Учитель делает всё.
 
 
 Алина Петкова
alina
 
 

Видеоинтервью с Шаши Ранджаном.